ko dnyu rozhdeniya Konfuziya 28 сентября 551 года до н. э. родился первый профессиональный педагог Китая — великий мыслитель Конфуций. Его воззрения глубоко повлияли на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как "конфуцианство". Это учение было государственной идеологией Китая вплоть до начала XX века. Это возвеличило фигуру Конфуция, что он даже был включен в религиозный пантеон. Великий философ был потомком знатного и некогда богатого рода Кун. Однако на протяжении поколений Куны утратили былое влияние и обеднели. Отцом будущего философа был 63-летний чиновник Шулян Хэ, а матерью 17-летняя наложница по имени Янь Чжэнцзай. Шулян Хэ умер, когда сыну не было и полутора лет. Почти сразу после похорон юную наложницу с ребенком выгнали из дома две законные жены чиновника. Маленькая семья жила бедно, и с раннего детства Конфуций много работал. Янь Чжэнцзай рассказывала сыну о деяниях его отца, внушала, что однажды мальчик займет положение, подобающее потомку славного рода. Конфуций начал заниматься самообразованием и усердное обучение принесло плоды: его назначили сначала распорядителем амбаров, а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось - по оценкам разных исследователей - от 20 до 25 лет. Он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй). Через некоторое время Конфуций осознал, что не принесет пользы своей стране, если будет жить в провинции. Он подал в отставку и отправился вместе с учениками странствовать по Китаю. Путешествуя, он пытался донести свои идеи правителям различных областей. Конфуций вернулся домой, когда ему было почти 60 лет. Последние годы жизни он провел дома, занимаясь педагогикой и систематизируя литературное наследие прошлого: Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. Высказывания Конфуция и его беседы с учениками составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения») - главную книгу конфуцианства. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества, где всякая личность выполняет свою функцию. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Также он определил так называемые "Пять постоянств праведного человека". Жэнь — «милосердие». Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, противостоит звериным качествам — дикости, подлости и жестокости. И — «правда», «справедливость». И уравновешивает качество Жэнь и придает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость, противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Ли — «обычай». Верность обычаям, соблюдение обрядов, а в более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Чжи — благоразумие, «мудрость». Умение просчитать последствия своих действий, посмотреть на них со стороны. Синь — «доброе намерение», добросовестность. #чeлoвeк_дня

Теги других блогов: философия цитаты афоризмы